В Томском музее деревянного зодчества в сентябре 2019 года отработала передвижная выставка современных художников-космистов из Фонда картин художников-космистов «Созвучие» г. Юрги Кемеровской области. Выставки этого Фонда с 2012 года с успехом путешествуют по многим городам Сибири: республики Алтай, Алтайскому и Красноярскому краю, Ханты-Мансийскому АО, Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областям. У нас в Томске подобная выставка проходит второй раз и на ней представлены 33 картины художников: Мадины Алимовой, Игоря Анисифорова, Александра Белова, Бориса Биказакова, Василия Вятича, Елены Войновой-Богородицкой, Олега Высоцкого, Александра Серова, Анастасии Симкиной, Виталия Скобеева и Феодосии.

Творчество этих художников привлекает необычностью. Необычно, прежде всего, обращение к теме космизма. Но, казалось бы, и это не ново. Еще наши отцы и дедушки пионерами мечтали стать космонавтами. Они хотели осваивать новые дали: околоземное пространство, множественные планеты, звезды и даже вселенные, млечные пути и туманности, существующие миллиарды лет. Космос привлек человечество новой неудержимой силой, и оно ринулось в него технически вооруженное. Преодолев сложность полетов, как в награду, получило красоту пространства. Красота расположила человечество к размышлению о безграничности жизни, к познанию космических законов, держащих этот великий мир в равновесии. «Космос» с латинского языка переводится как «порядок», а понятие «космос» относится к древнегреческой философии и культуре, в которых существует представление о природном мире, как о пластическом упорядоченном гармоническом целом. К.Э. Циолковский, ученый и мыслитель, писал о разуме и могуществе передовых планет Вселенной, заботящихся о Земле. Он говорил: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» [1].

«Образы Красоты живут и пульсируют в пространстве.… Красота есть единая и связующая категория для миров различных измерений» [2 с. 255]. Ощущая Красоту и не теряя с ней связи, художник в глубине своего сознания преображает обычность жизнь в более идеальное. Там, в его внутреннем духовном мире красота являет себя образами, порой настолько прекрасными и многоплановыми, что их трудно выразить средствами нашего материального мира. Рождается произведение, отражающее явление незримой действительности.

Космизм в искусстве, имеющий в основе своем чувство неотделимости человека от   разумного космоса, – направление молодое, ему чуть более 100 лет. Художники этого направления – М.К. Чюрленис, Н.К. Рерих, П.С. Уткин, К.Ф. Юон, члены художественного объединения «Амаравелла»: П.П. Фатеев, В.Н. Пшесецкая, А.П. Сардан, С.И. Шиголев, Б.А. Смирнов­-Русецкий, В.Т. Черноволенко и другие.

Наш современник, Игорь Алексеевич Анисифоров, свой внутренний, по его выражению иррациональный мир, пытается соединить с нашей действительностью и сообщает, что «Истинные сведения поступают в мозг в сложных или более первичных формах» [3]. И эта информация, несмотря на то, что у него техническое образование, «вовсе не может быть облечена в чисто рациональную, наукообразную оболочку». Поэтому зачастую возникающие образы художник изображает в символической форме. Он пишет картины практически без эскизов и часто вместе с картиной рождается музыка. И.А. Анисифоров член профессионально-творческого Союза художников и графиков Международной Федерации художников ЮНЕСКО.

У Елены Борисовны Войновой-Богородицкой, члена Союза художников России, с детства была «потребность в собственном мире образов, куда можно было погружаться, и чувствовать невесомость стало неотъемлемой частью сознания, – вспоминает Елена, – потому что в моем мире царила светлая миролюбивая атмосфера, именно она и вырисовывалась на моих картинах…» [4]. Долгий поиск своего пути в искусстве  наметился, когда она почувствовала, что сможет передать такой мир, в котором живет любовь и радость. Но при этом она знает, что ей самой «нужно быть мужественным и чистым проводником-лучом, чтобы картина несла свет преображения» [4]. Максимально и намеренно упрощая, делая изображение плоским, она даже несколько изменяет пропорции. Возможно, этими приемами Елена Борисовна добивается большего насыщения картины чувством. Гармоничное сочетание красного, синего цвета и их  различных оттенков – ее любимые цвета. Елена Борисовна много рисует ангелов и называет их своими «помощниками во всех мирах и пространствах» [4].

 

На выставке представлены шесть работ Феодосии. Удивительно красочный и многообразный мир открывает нам эта художница. Светлая и торжественная любовь сияет на картинах, посвященных своему родному краю, Якутии. У работ, как и серий, очень красивые и необычные названия: «Хрусталь Ийо-кообура» из серии «Хрусталь Земли Олонхо», «Отражение» из серии «Северные сны», «Звезда Единорога» из серии «Хранители», «Жаркий лёд» из серии «Мандалы», «Полярные Сказы» из серии «Северные миражи». Соприкосновение с загадочными пространствами, незнакомой жизнью земных людей, полной таинства, полет небесных, легких как облака, фигурок людей и зверей, а также математическая уравновешенность мандал уводят нас в далекое неясное прошлое, покрытое дымкой, напоминая строки М. Волошина: «Да, я помню мир иной – полустёртый, непохожий».   

Имя Олега Высоцкого хорошо знакомо томичам по персональной выставке в Томском областном художественном музее несколько лет назад. Также его картины совместно с картинами других художников-космистов выставлялись в нашем городе в 2018 году. По убеждению О. Высоцкого с точным изображением нашего мира хорошо справляется фотография. «Одно из главных предназначений искусства, – говорит художник, – это познание Мира во всей сложности его тайных и явных связей, в постижении гармонии и красоты всех проявлений Космоса от микро- до макромира. И на этом бесконечном, очень трудном пути совершается самое важное открытие – осознание того, что ты сам часть этого огромного живого Мира, в котором живешь и творишь по законам Космоса, чутко улавливая его ритмы и энергии. И когда осознаешь в себе самом эти глубокие связи с мирозданием, то тогда становишься со-творцом природы и Космоса.
В картинах воплощаются не только красота нашего окружающего мира, но и процессы, которые невозможно увидеть физическим зрением. Часто то, что сегодня художник предугадывает в своем творчестве, завтра становится научно доказанным фактом» [5].

Картины таких художников, как А. Симкина, А. Белов, А. Серов, М. Алимова, В. Вятич также уже побывали в нашем городе в составе передвижной сборной выставки в 2018 году. Это профессиональные художники за исключением Александра Белова, обладающего даром к изобразительному искусству, но не получившего специального художественного образования. Каждый из них уже нашел свой путь в искусстве и  руководствуется своей творческой программой.

Впервые на этой выставке мы знакомимся с тремя работами Бориса Романовича  Биказакова, представленными картинами из серии «Кристаллы» и картиной «Башня сотрудничества». Автор обращается не к кристаллам твердых тел. Борис Романович размышляет о кристаллах более тонких – он запечатлел светящиеся кристаллы человеческой души, связанной с Душой космоса. Художник любит природу. Предпочитает путешествия в горы Алтая, откуда привозит новые впечатления для создания новых работ.

Выражаем огромную благодарность Борису Романовичу Биказакову за предоставленную возможность показать в Томске работы из Фонда картин художников-космистов «Созвучие», организатором и руководителем которого он является.

 

Редьярд Киплинг. 

Когда уже ни капли краски Земля не выжмет на холсты.
Когда цвета веков поблекнут и наших дней сойдут цветы
Мы – без особых сожалений – пропустим Вечность или две,
Пока умелых Подмастерьев не кликнет Мастер к синеве.

И будут счастливы умельцы, рассевшись в креслах золотых,
Писать кометами портреты – в десяток лиг длиной – святых:
В натурщики Петра, и Павла, и Магдалину призовут,
И просидят не меньше эры, пока не кончат славный труд!

И только Мастер их похвалит, и только Мастер попрекнет –
Работников не ради славы, не ради денежных щедрот,
Но ради радости работы, но ради радости раскрыть,
Какой ты видишь эту Землю, – Ему, велевшему ей – быть!

Перевод В.Б. Топорова [6]

 

Литература

  1. Циолковский К.Э. Космическая философия.  Дата обращения: 24.09.2019:  https://tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/kosmicheskaya-filosofiya/
  2. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.
  3. Анисифоров Игорь. Галерея Надземное. Дата обращения: 24.09.2019: http://nowimir.ru/GAL/061005.htm
  4. Войнова-Богородицкая Елена Борисовна. Сайт ОО «Созвучие» Фонд картин художников-космистов. Дата обращения: 24.09.2019: http://kosmoarts.ru/2012/02/15/138/
  5. Высоцкий Олег. Дата обращения: 24.09.2019: https://artstudio.ee/
  6. Киплинг Редьярд Джозеф. Когда уже ни капли краски.   Дата обращения: 24.09.2019:  http://artsportal.ru/poetry/252

 

Л.Ю. Кваша

Добавить комментарий